Как появился лужин в преступлении и наказании

Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.

Понятно, что в чем-то теория Лужина перекликается с теорией Раскольникова. Только теория студента отличается бескорыстием помыслов, не проповедует достижение личных только эгоистических целей. Достоевский в романе развил мысль о том, что теория «наполеонизма», весьма модная в то время, не имеет своего логического конца и жизнь любого человека вне зависимости от происхождения, звания, чина, достатка и проч. священна.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется. Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем. Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.

Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.

Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи». В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.

Лужин – идеал солидного, приличного человека, однако вместе с тем – угрюмого и высокомерного. Уже знакомая нам Пульхерия Раскольникова подчеркивала, что эти неприятные черты характера Лужина производили на людей отталкивающее впечатление. Тщеславие – одна из ключевых черт Петра Петровича. Лужин много говорил, любил, когда люди оказывали ему внимание и слушали. Герой явно пытался производить выгодное впечатление на общество. Но Лужин порой получал обратный эффект: тщеславие в личности мужчины брало верх над благоразумием.
Расчетливость и рациональность – тоже важные черты личности героя. Пульхерия Раскольникова замечает, что Лужин постоянно считает деньги, плохо забывает обиды. С другой стороны, людям порой кажется, что Петра Петрович лишь создает впечатление деловитого человека, чиновника с рациональным мышлением. Одна из героинь называет Лужина резким – такое первое впечатление женщины.

Привычка любоваться своей личностью достигла у Лужина болезненных пределов. Петр Петрович – классический пример, когда человек выбивается «из грязи в князи». Герою нравилось собственное отражение в зеркале, ум и смекалка. Однако с нравственностью, альтруизмом и филантропией Лужин ощущал проблемы. Людям Петр Петрович предпочитал деньги. Финансы – единственная истинная любовь героя. Сколотить такой капитал – нелегкое занятие. Это достижение далось Лужину большим трудом и гигантскими усилиями. Деньги позволили Петру Петровичу достичь равенства с другими членами общества: особенно дворянами.

Еще почитать --->  Кто получает федеральная выплата по рождению ребенка в размере 50000

В романе Лужин выступает «двойником» Родиона Раскольникова. Это преуспевающий человек, не привыкший в чем-либо себя ограничивать. Раскольников ненавидит Лужина, хотя и усматривает нечто общее в его жизненной позиции легкого обхождения преград. Но это еще больше беспокоит честного Раскольникова. Лужин своей «экономической теорией», выстроенной на расчете и выгоде, оправдывает эксплуатацию человека человеком. Теория же Раскольникова построена на бескорыстии помыслов. И, хотя, согласно и той и другой, можно «проливать кровь по совести», побуждения Раскольникова благородны, они выстраданы его сердцем. В основе действий Родиона не расчет, а ошибочное заблуждение, «помрачение ума».

Дуня принимает предложение Лужина, чтобы материально выручить свою семью. Но по отношению к невесте Лужин показывает пример недостойного поведения. При переезде в Петербург он отказывается оплачивать проезд Дуни и ее матери, соглашаясь лишь частично заплатить за багаж: «поклажу и большой сундук». Женщины же вынуждены добираться до железнодорожной станции на телеге, покрытой рогожей, а затем – в вагоне третьего класса до самого Петербурга. В столице их ждет дешевая съемная квартира, которую нашел им Лужин, и в которой «скверность ужаснейшая: грязь, вонь… и черт знает кто не живет». Такая чудовищная скупость оставляет неприятный осадок в душе Авдотьи Романовны. Из этого следует, что Лужин не любит Дуню, а женитьба на ней – всего лишь способ сохранить и повысить свой статус. Такое положение не устраивает гордую девушку. Она готова пожертвовать собой ради семьи, но, видя все ничтожество Лужина, разрывает с ним отношения.

Как появился лужин в преступлении и наказании

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Самым ненавистным в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» для самого автора был образ Лужина Петра Петровича – типичного русского буржуа западной формации, накопителя и дельца. Он привлекательный, но в «довольно красивом лице» есть что-то неприятное и отталкивающее, например, бакенбарды «в форме двух котлет». Немолодой, но своими манерами, жестами, речью пытается подчеркнуть близость к молодому поколению – неслучайно в одежде он предпочитает «юношеские тона».

Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать, свою грязную практику современными теориями, Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «поколений наших».

Это человек сорока пяти лет, имеет чин надворного советника. Стоит сказать, звание довольно почетное: дарует право на личное дворянство. Петр Петрович Лужин осанистый, чопорный господин с «брезгливой, осторожной физиономией». Образ героя Лужина в романе «Преступление и наказание» несколько комичный. Он жених сестры главного героя. На нем при первой встрече со студентом одежда модная, дорогая. Он выглядит так, словно только что вышел от портного. Петр Петрович носит щегольскую круглую шляпу и с этим элементом туалета обращается подчеркнуто осторожно. На руках его пара сиреневых перчаток, которые, как и прочие элементы одежды, новые, не так давно приобретенные. Что-то в облике этого господина есть искусственное, бутафорское.

Раскольников поверил в утопическую идею о делении людей на великих и посредственных. По его мнению, есть те, что, подобно Наполеону, способны вершить историю. Но их мало. Большинство же — серая никчемная масса. Родиону Романовичу очень хотелось верить, что он относится к первой категории. Правда, после совершения преступления он начал подозревать, что его теория имеет некоторые недостатки. Есть в человеческой жизни чувства, любовь. А есть расчетливость, рациональность. Логика жизни опровергает даже самую передовую теорию. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» символизирует расчетливость.

Пётр Петрович Лужин, Преступление и наказание: характеристика персонажа

Господин Лужин – один из самых неприятных, но знаменитых героев романа. Одна только фамилия чего стоит! Впервые читатель с ним знакомится заочно из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой сыну. Характеризует она его положительно: ведь он посватался к Дуне, младшей сестре Раскольникова – девушке красивой, сильной, самоуверенной, умной, благородной, но без какого-либо приданного. Как ни крути, а «подвиг» совершил человек. А здесь ещё и недавний неприятный инцидент: пошла о Дуне худая молва, но, слава богу, всё уладилось. Так что его искреннее вмешательство в судьбу бедной девушки теперь – подвиг вдвойне, поступок наиблагороднейший и заслуживающий всяческих похвал. Каким она его увидела? Продолжаем тему: «Лужин, «Преступление и наказание»: характеристика персонажа»

Еще почитать --->  Вск выплаты по травме

«Что случится, если. » – неизменная формула, пронизывающая всё творчество Ф. М. Достоевского. Произведение «Преступление и наказание» не является исключением. В основу его заложена так называемая теория «крови по совести», иначе говоря: «цель оправдывает средства». Подспудно проявляется и еще одна, не столь масштабная, но всё же теория, принадлежавшая Лужину – возвеличивание себя за счёт слабости других. Идеи не новы, но только у Фёдора Михайловича «сии нравственные дилеммы» покидают границы абстрактного и решаются уже на практике. Итак, что будет, если на одну чашу весов поставить одно «крошечное преступленьице», тщеславие и гордыню, а на другую – тысячу добрых дел? Что перевесит? Или, может, дисбаланс уйдёт, и обе чаши встанут на один уровень? Рассуждаем в статье на тему «Лужин («Преступление и наказание»): характеристика персонажа».

«Преступление и наказание» – произведение, востребованное для экранизаций. Первый кинофильм по роману снят в 1909 году Василием Гончаровым. Премьера ленты состоялась двумя годами позже, а пленка не сохранилась. В 1913 году Иван Вронский снял в главной роли в ленте «Преступление и наказание» Павла Орленева. Лужин как персонаж отсутствовал в киноверсии.

В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Преступление и наказание Лужин

1. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» некоторую роль играет в построении сюжета. Лужин является духовным двойников Родиона Раскольникова потому, что он тоже совершил прсетупление, только нравственное. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления, в прошлом.

2.Господин Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой, потому что она бедна и беспомощна, но при этом образованна и хороша собой. Лужин — скупой человек. Лужин мечтает иметь рядом с собой жену, которая была бы ему рабски преданна. Лужин надеется с помощью Дуни завоевать себе место в более высоких кругах общества.

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание»

Лужин в «Преступлении и наказании», характеристика которого имеется в романе, не может обойтись без сообщения о его теориях. Они отлично подчеркивают образ мыслей и взглядов героя. Первой из них является теория целого кафтана. Основные положения такого мировоззрения:

Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» необходим для раскрытия теории и мыслей Раскольникова, поскольку персонаж является двойником героя. Его идеи соответствуют ощущениям и взглядам Родиона. Но именно теория Лужина показывает несостоятельность всех имеющихся мыслей Раскольникова, деления на тех, кто имеет право, и тварей дрожащих.

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» — «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить своё превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Еще почитать --->  Вредные и (или) опасные производственные факторы для электросварщика

Лужин — деловой человек, преуспевающий. В общении прямолинеен. Практичен и рационален. Интуиции не верит, не эмоционален. Не брезглив в моральном плане, подловат. Любитель сплетен (Достоевский писал о нём: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне»[2]). Не признает благородства и бескорыстной честности. Его задача в жизни — сколотить капитал, сделать карьеру. Считает себя тем, кто относится к разряду «новых людей», и возлагает надежды на видоизменившиеся времена. Имеет свою «теорию», как и Раскольников. В ней он говорит о том, что человек должен быть эгоистом, а раз себе поможет, так и другим через себя поможет.

Краткая характеристика лужина преступление и наказание

Лужина нельзя отнести к главным героям, это второстепенный персонаж, но у него особенная роль. Лужин является носителем некой «экономической» теории – теории «целого кафтана»: «возлюби самого себя…ибо все на свете на личном интересе основано». Он подтверждает мысль о благополучии человека за счет других, главное в жизни деньги, определенный расчет, нажива, карьера. Кстати, имя Петр да еще и Петрович, что имеет перевод «камень», подтверждает пустоту души героя. Только что фамилия — Лужин – ограничивает его в человеческом видении мира и ассоциируется с грязной лужей, раздражающей окружающих.

Наряду с Лыжиным в качестве прототипа Лужина называют и мужа сестры писателя Петра Андреевича Карепина[7]. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку. В 1844 году, выйдя в отставку и нуждаясь в деньгах, Достоевский решает отказаться от своей доли наследства за 1000 рублей серебром, однако Карепину, считающему себя опытнее в деловых и жизненных вопросах, не нравится как этот план, так и образ мыслей Достоевского вообще. Например, в одном из писем Карепин пытается образумить Достоевского так: «Вам ли оставаться при софизмах портических, в отвлеченной неге и лени Шекспировских мечтаний? На что они, что в них вещественного, кроме распаленного, раздутого, распухшего — преувеличенного, но пузырного образа?» — «Если вы считаете пошлым и низким трактовать со мною о чем бы то ни было. то все-таки вам не следовало бы так наивно выразить своё превосходство заносчивыми унижениями меня, советами и наставлениями, которые приличны только отцу, и шекспировским мыльным пузырем. Странно: за что так больно досталось от вас Шекспиру. Бедный Шекспир!» — отвечает ему Достоевский. В другом письме Фёдор Михайлович прямо замечает Карепину: «Вы человек деловой, Петр Андреевич, Вы и с нами действуете, как человек деловой, не иначе, и так как Вы человек деловой…»[8]. При этом некоторые исследователи склоняются к тому, что образ Карепина, созданный Достоевский на основании писем, не вполне точен, приводя слова брата писателя, называвшего опекуна «не просто добрым, но евангельски-добрым человеком» (да и просьбу Достоевского Карепин в итоге удовлетворил, выделив ему желаемую сумму из собственных средств)[9].

Теория Лужина в произведении Преступление и наказание сочинение

Адвокат женится на бедной девушке, бесприданнице, Дуне Раскольниковой. Однако берет он ее в жены не по любви, а из жалости. Его удел – благодетельствовать. Потому данный союз по расчету он считает подвигом и причисляет к ряду своих достижений. Впрочем, сама девушка не задумывается о том, любит ли она мужа. Это своеобразная жертва. Будучи женой такого обеспеченного человека, Дуня обретает возможность финансово помочь брату и матери.

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.