Порядок Возбуждения Уголовного Дела Законность И Обоснованность Возбуждения Уголовных Дел

Порядок возбуждения уголовного дела

Любой процесс в рамках УК начинается с возбуждения дела. При поступлении любых сведений о совершении преступления либо его подготовке, сотрудники правоохранительных органов должны незамедлительно проверить их. А затем, исходя из результатов проверки, вынести решение о возбуждении дела или обоснованный отказ.

От законности действий сотрудников правоохранительных органов на этом этапе зависит дальнейший ход процесса. Практика показывает, что данная стадия зачастую сопряжена с ошибками, следствием которых является невосполнимая утрата важных доказательств. Поэтому помощь уголовного адвоката требуется незамедлительно, он поможет избежать нарушения норм УПК РФ и проконтролирует, чтобы действия следственных органов не выходили за рамки законности.

Обязанность правоприменителя конструировать процессуальный статус участников уголовного судопроизводства, основываясь на конституционных положениях, зафиксирована в нормах Конституции и в УПК РФ: о неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции), признании их непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов и деятельность государственных органов (ст. 18 Конституции), об обусловленности содержания уголовно-процессуального закона нормами Конституции (ст. 1 УПК РФ)[56] и общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 УПК РФ).

Для определения круга участников стадии возбуждения уголовного дела следует обратиться не только к уголовно-процессуальному закону, но и к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»[54]. Согласно нормам этого акта, одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)[55]. Непременными условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также право лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (ст. 5 этого же Закона).

Порядок Возбуждения Уголовного Дела Законность И Обоснованность Возбуждения Уголовных Дел

Особенностью возбуждения уголовных дел о преступлениях частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) является то обстоятельство, что по общему правилу дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (Побои), ст. 128.1 УК РФ (Клевета), возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем (ч. 6 ст. 144 УПК).

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».

Еще почитать --->  Если я не проживаю в своей квартире могут ли ее продать приставы

Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

«При этом из материалов уголовного дела усматривается, что решение о возбуждении уголовного дела по факту приобретения (обвиняемым) и передаче на хранение (тайному свидетелю) наркотических средств не принималось, а инкриминируемое осужденному указанное преступление не является частью ранее возбужденного и расследуемого дела по факту незаконного сбыта наркотических средств, поскольку данные преступления отличаются конкретными фактическими обстоятельствами, направленностью умысла осужденного при совершении в разное время преступлений и с разными лицами», — отмечает ВС.

«Таким образом, возбуждение дела понимается как процедура официального начала предварительного расследования. Актом возбуждения дела создается условие для производства принудительных процессуальных действий и обеспечиваются права заинтересованных лиц: заявителя, будущего потерпевшего и подозреваемого. При этом часть 1 статьи 46, часть 1 статьи 108, статьи 171 и 172 УПК РФ не предполагают возможность привлечения лица в качестве подозреваемого или обвиняемого и применения в отношении него меры пресечения в связи с подозрением (обвинением), уголовное дело по поводу которого не было возбуждено», — подчеркивает ВС.

Об обязательности стадии возбуждения дела

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью события преступления, по которому ранее уже было уголовное дело возбуждено, или оно образует самостоятельное событие преступления, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело, относится к компетенции правоприменительных органов».

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 октября 2008 г. № 600-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пивоварова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 175 УПК РФ» указал: «Конституционным Судом Российской Федерации в ряде своих постановлений (от 14 января 2000 г. № 1-П, от 23 марта 1999 г. № 5-П и от 27 июня 2000 г. № 11-П) сформулированы правовые позиции, согласно которым стадия возбуждения уголовного дела является обязательной; актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, которое обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания, предварительного следствия и суда и одновременно влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется обвинительная деятельность.

Порядок возбуждения уголовного дела

Порядок возбуждения уголовного дела предусматривает наличие поводов для этого. Перечень которых содержится в УПК РФ и не подлежит дополнению или расширительному толкованию. Согласно ст. 140 указанного кодекса возбудить уголовное дело можно при наличии следующих поводов:

Ошибочно полагать, что помощь адвоката при возбуждении уголовного дела нужна только подозреваемому т.е. лицу в отношении которого ведется уголовное преследование. Заявитель по делу нуждается в квалифицированной юридической помощи не меньше. Особенно это актуально при обращении в правоохранительные органы.

Однако, проблема прокурорского надзора в стадии отказа в возбуждении уголовного дела по категориям преступлений, отнесенных к делам частного обвинения, и в стадии возбуждения уголовного дела имеет место, что влечет затягивание судебного разбирательства и может привести к прекращению уголовного преследования виновного лица.

Прокурорский надзор– это гарантия обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел. Однако, в практике имеются различные мнения относительно того, какой момент или временной промежуток считать «возбуждением уголовного дела». В буквальном выражении это понятие предполагает одномоментное формальное действие следователя или дознавателя по вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. На практике -это целая досудебная стадия процесса, в которой полномочные органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (жалобы, заявления, явки) устанавливают наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и, следовательно, дальнейшего производства по делу.

Часто уголовное дело возбуждается не против какого-то конкретного человека, а на основании совершенного преступления. Обычно на этом этапе личность преступника еще неизвестна, а ее поиском занимаются уже на предварительном расследовании. В этом случае своевременное возбуждение дела может помочь быстрее найти преступника (своевременное проведение судебных экспертиз, допрос свидетелей). При промедлении можно потерять время, когда и вещественные доказательства могут испортиться, и свидетели могут забыть обстоятельства преступления, а самое главное — если неизвестен преступник, то он за это время может узнать о том, что преступление обнаружилось, что возбуждено уголовное дело (сейчас узнать об этом не является проблемой при доступности телевидения и Интернета) и скрыться.

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

«Ни ст. 140, ни ст. 146, ни ст. 149 УПК РФ не предусматривают обязанности органов следствия и дознания выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело. В подобных случаях этим лицам может быть предъявлено обвинение и без вынесения дополнительного постановления о возбуждении уголовного дела». Это ВС РФ в кассационном постановлении от 25.09.2006 по делу № 14-о06-29.

Невозбуждение в отношении лица дела по новому факту лишает его прав и свобод, предоставленных Конституцией РФ и законом как подозреваемому лицу, таких как получить копию постановления о возбуждении уголовного дела, возможность его обжаловать в порядке ст. 125 УПК РФ и др. Предъявление обвинения не компенсирует эти изъяны.

Ошибочно считать такой порядок личной привилегией или своего рода индульгенцией от наказания за совершенное преступление, так как его наличие не исключает ответственность за совершение преступления. Усложненный порядок возбуждения уголовного дела является дополнительной уголовно-процессуальной гарантией неприкосновенности должностных лиц, исполняющих некоторые публичные государственные функции, т.е. служит защите не частных, а публично-правовых интересов. Такие гарантии предусмотрены не только УПК РФ, но и специальными законами .

УПК РСФСР 1923 г. таких положений не содержал, однако кодексы некоторых союзных республик того времени предусматривали возбуждение уголовного дела по «мотивированному постановлению органа, возбуждающего дело» (ст. 16 УПК Таджикской ССР), или «мотивированному постановлению, утвержденному прокурором» (ст. 96 УПК Белорусской ССР).

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление, копия которого направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с законом прокурор уполномочен отменить незаконное, необоснованное постановление о выделении материалов, со держащих сведения о новом преступлении (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК), руководитель следственного органа правомочен отменить аналогичное постановление следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК). Процедура возбуждения уголовного дела по выделенным материалам из уголовного дела, содержащим сведения о новом преступлении, должна осуществляться в виде исключения из общего правила прокурором и руководителем следственного органа в соответствии с ч. 1 ст. 155 УПК и в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК.

Под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Достаточность данных, указывающих на признаки преступления, надо рассматривать применительно к их объему и характеру. По своему характеру имеющиеся данные могут быть признаны достаточными для принятия решения о возбуждении уголовного дела, если они свидетельствуют об определенном уголовно наказуемом действии или бездействии. Полученные данные должны быть достаточны для вывода о вероятности совершения преступления, квалифицируемого по той или иной статье УК. Вывод о совершении преступления, как и квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, носят предположительный характер и могут быть изменены в дальнейшем производстве по делу. Фактически вывод о преступлении и его квалификация в постановлении о возбуждении уголовного дела является выражением одной из возможных версий происшедшего события и подлежит проверке путем выдвижения и проверке иных версий.

Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ). Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ (заявление о преступлении).

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судьи, следователя, адвоката или прокурора либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, либо судьи.

Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Основания и порядок для возбуждения уголовного дела

Поэтому в законе приводятся точные основания, при наличии которых может быть возбуждено уголовное дело в отношении конкретного гражданина. Законность и обоснованность всех действий со стороны правоохранительных органов обеспечивает защиту прав и интересов как подозреваемого, так и потерпевших.

После этого следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело. Иногда по таким постановлениям принимается отрицательное решение, если отсутствуют достаточные доказательства или основания. Но при этом требуется обоснованная реакция на данный документ.