Как оформить пастановочный план эстрадного номера

Многие сегодняшние беды песенной эстрады происходят из-за того, что некоторые исполнители, «ссылаясь» на творческий опыт тех же Л. Утесова и М. Бернеса, поют, абсолютно не имея вокально­го голоса. Однако они забывают, что его отсутствие должно быть ком­пенсировано другими частями комплекса выразительных средств. В результате такие исполнители и не поют, и не танцуют, и не вла­деют актерским мастерством, и ничего не представляют собой как художественные личности.

Конечно, ведущим выразительным средством является вокальное ис­кусство, и именно через пение в первую очередь артист доносит до зри­теля художественный образ, заложенный в песне. Однако песню мало просто спеть — ее надо прожить, прочувствовать и заставить слушате­лей прожить и прочувствовать ее вместе с артистом.

Создание драматургии номера и постановочная работа часто представляют собой единый и неразрывный процесс

Это высказывание мастера эстрады подчеркивает не только фор­мальную сторону признака кратковременности, но заостряет внима­ние на том, что в непродолжительные минуты эстрадник как бы прес­сует содержательные и эмоциональные элементы своего выступле­ния, что подводит к пониманию одного из существенных принципов драматургической структуры номера.

Практика показывает: построение любого типа эстрадного пред­ставления основывается на его главном содержании — номере, со­став из которых определяет, в конечном итоге, качество концерта. Можно с уверенностью определить: искусство эстрады — это искус­ство номера.

Необходимо сказать и о такой важной особенности режиссёра эстрадных номеров, как чувство сценарности, т.е. умение режиссёра инсценировать не только различные жанры литературы и музыки, но жизненные явления, факты и события, и придавать им драматургическую форму; умение компоновать их с различными видами искусств, жанрами эстрады, с номерами, с отдельными трюками, репризами и т.д.

В этот же период фиксируется вся музыкальная партитура, корректируется жанр номера, уточняется принцип работы артистов с микрофоном. Начинаются прогонные репетиции номера, продолжающиеся до момента перехода работы над ним из репетиционного помещения на эстрадную площадку, где должен будет выпускаться номер.

ЗАМЫСЕЛ НОМЕРА

[1] Видение — краеугольный камень, основа в творчестве худож­ника — будь он актер или режиссер, певец или музыкант, живописец или скульптор. Творить, не представляя себе мысленно образа буду­щего номера, картины и т. д., не фантазируя его,— все равно что двигаться к цели вслепую.

С первых же шагов знакомства с драматургией, тек­стом номера, при первом же его прочтении или прослу­шивании (если номер музыкальный) у режиссера возни­кает определенное его видение 1 . Поначалу не очень яс­ное в деталях, но рисующее его мысленному взору мно­гое из того, что потом будет воплощено исполнителем на сцене. Окончательное видение, образное решение но­мера, то, что называется «замысел номера», обусловливается в первую очередь содержанием, его идеей, сю­жетным ходом, и рождается он в процессе анализа но­мера, «разведки умом», во время которой режиссер оп­ределяет его тему, идею, основное событие, основной конфликт и отношение (или отношения) действующих лиц в этом конфликте, задачу действующего лица, сквозное действие, атмосферу, в которой происходит действие. Режиссерский замысел формируется в поис­ках наиболее точной сценической формы, которая не только раскроет содержание номера, но и донесет его до зрителей в образной форме. Проводя эту работу,

Еще почитать --->  Новости Реновации В Лефортово Сегодня

Постановка эстрадного номера

Исходить нужно из определения, в чем певец наиболее силен и выразителен. Очень часто педагоги при постановке песни начинают демонстрировать свою собственную фантазию, не в меру используя приемы театрализации, выполнить которые органично и правдиво артист не может. Поэтому важнейшим условием при разработке драматургии вокально-эстрадного номера является умение верно и точно понять, насколько само текстовое и мелодическое содержание песни, ее жанр и стиль терпят привнесение в нее приемов собственно театральной выразительности.

1. Репертуар, в котором актерское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности;
2. Репертуар, в котором возможно использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни.

Постановочний план эстрадного номера «Битва Супергероев»

Кроме актёра, чья голова видна, для управления руками, ногами и туловищем тантаморески бывают задействованы другие актёры. Как правило, на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера, который передает все эмоции куклы.

В работу 5го семестра 3го курса мной был взят очень позитивный номер — Тантамореска «Битва Супергероев», который позволил пройти все этапы создания авторского номера, начиная от замысла и заканчивая воплощением на сценической площадки Харьковской государственной академии культуры. Работа над воплощением номера очень захватила меня и стала для меня очень интересным и познавательным процессом .

Кантри, как музыкальная индустрия, стало набирать обороты в конце 1940-х гг. благодаря успеху Хэнка Уильямса (1923—53), который не только задал имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперёд, но и обозначил типичные темы жанра — трагическая любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Уже к тому времени в кантри существовали разные стили: вестерн-свинг, взявший принципы аранжировки из диксиленда — тут королём жанра был Боб Уиллс и его Texas Playboys; блюграсс, в котором доминирующее положение играл его основатель Билл Монро; стиль таких музыкантов как Хэнк Уильямс тогда называли хиллбилли. В середине 1950-х гг. кантри, наравне с элементами из других жанров (госпел, ритм-н-блюз) дало рождение рок-н-ролла. Тут же обозначился пограничный жанр — рокабилли — именно с него начали творческий путь такие певцы как Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш — неслучайно, все они записывались в одной и той же мемфисской студии Sun Records. Благодаря успеху альбома «Gunfighter Ballads and Trail Songs» (1959) Марти Роббинса обособился жанр кантри-н-вестерн, в котором доминировали сюжеты из жизни Дикого Запада.

Еще почитать --->  Где делать экспертизу парфюма надежно

В Росси истоки эстрадных жанров проявились в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями являются раусные деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки «учёных» медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие «скетчи» и «репризы» среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.

Как известно, номер является основной единицей эстрадного ис­кусства. Ю. Дмитриев дает краткое, но емкое и, пожалуй, самое точ­ное определение: «Номер — отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного ис­кусства» 2 . Н. Смирнов-Сокольский даже ввел в обиход выражение «его величество номер!», образно подчеркивая, что без эстрадного номера нет эстрадного искусства.

Как известно, принцип разделенности работы автора и режис­сера в театре — закономерность: драматург написал пьесу, а режис­сер осуществляет постановку. Такой же принцип существует отча­сти и в речевых жанрах эстрады. Но как показывает практика, в ог­ромном большинстве жанров режиссер эстрадных номеров почти всегда совмещает работу и автора сценария, и режиссера номера.

Основные аспекты работы педагога по созданию эстрадного номера в детской вокальной студии

Сложность в создании современного вокального эстрадного номера заключается в том, что эстрада (а также детская эстрада), как вид искусства представляет собой слияние различных жанров и направлений. В ней синтезируются актерское мастерство, инструментальная музыка, вокал, хореография.

Стоит заметить, что в наши дни возрождается популярность народной песни. В эстрадной вокальной студии также есть возможность прикоснуться к самобытным народным певческим интонациям через создание стилизованного эстрадного вокального номера. В таком номере можно органично сочетать вокал с несложной хореографией и красивыми костюмами. Для солистов и ансамблей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста это может быть важной ступенькой в овладении азами сценического мастерства.

Методика создания концертного номера

Второй ритмический уровень номера — исполнительский, актерский. Взаимодействие авторского и актерского ритмов существует в самых неожиданных вариациях. Они могут совпадать, накладываться один на другой, и напротив, контрастировать с материалом, идти параллельно или пересекаться. Исполнительский ритм зависит от актерской интерпретации материала и используется для выявления, усиления нужного смыслового эффекта, как одно из важнейших художественных средств.

Следующий тип — стержневой, наиболее распространенный концертно-зрелищных и ставший уже традиционным. Его можно уподобить шампуру, на который нанизываются эпизоды. Здесь образ персонажа или исполнителя становится основным носителем темы, выразителем конфликта повествования, вокруг него строится драматургия номера.

Таким образом, сначала формулируются и анализируются общие закономерности режиссуры эстрадного номера, а затем из­лагается преломление этих общих законов в каждом конкретном жанре. И, пожалуй, самый важный вопрос, ответ на который со­держится во второй части учебного пособия, — как в эстрадном номере создается художественный образ посредством специфи­ческих выразительных средств, которые и определяют жанр но­мера.

Нужно определить и сформулировать основные закономер­ности режиссуры номера, характерные для всех эстрадных жан­ров, и экстраполировать эти общие закономерности на различ­ные эстрадные жанры, то есть на специфику постановочной ра­боты над номерами большинства эстрадных жанров.

Еще почитать --->  Где кроме мос ру можно оплатить квартплату

ЛЕКЦИЯ ТУРГИЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА

Драматургией номера может быть как монолог или диалог,(в жанрах, использующих слово) так и сценарий, в котором не выписана речь персонажей, а непосредственно зафиксированы их действия, поведение, те или иные поступки и реак­ции на них.

Композиционное построение перекликается с сутью всех завершенных жизненных процессов и потому построенное по законам композиции произведение находит психологический и эмоциональный отклик у зрителя, ощущение полноты и завершенности. Знание и – главное- ощущение композиционной логики помогает создать такое художественное произведение, которое будет естественно и легко воспринято зрителем, позволит очистить его от лишних подробностей или отступлений ,выявить главное и второстепенное.

Магазин модной одежды. Поздний вечер. Все посетители ушли. Уборщица приступает к своим прямым обязанностям, в руках у неё швабра, ведро с водой и тряпка. Она молода и красива, а приходится надевать замызганный халат и покрывать голову косынкой (чтобы не узнали) и убирать в магазине.

Мужчина положил сверток в авоську и продолжает сидеть на лавочке. Скучно. К нему присаживается мама с плачущей девочкой, никак не удается маме успокоить ребенка. Мужчина быстро достает свежую газету и мастерит для девочки сначала пилотку, она успокаивается, но не отступает мужчина, затем он складывает из газеты кораблик и они с девочкой идут его пускать.

Номер как основная единица эстрадного искусства

Введение
Глава1 Номер как основная единица эстрадного искусства.
1.1История возникновения номера.
1.2Номер, ведущий компонент эстрадного искусства. Классификация и жанры.
1.3Разговорные жанры как один из примеров концертных номеров.
1.4Методология работы над номером.
Художественная структура номера.
Глава 2
2.1 Примеры номеров в использовании известных режиссеров.
2.2 Примеры использования номеров в практике кафедры «режиссуры театрализованных представлений» Орловского государственного института искусств и культуры.
Заключение
Список используемой литературы

  • Номер должен по продолжительности занимать не больше 3-5 минут.
  • Номер должен доставлять зрителям эстетическое удовольствие.
  • Номер должен нести заряд положительных эмоций.
  • Номер обязан заставить зрителя о чем-то задуматься, что-то понять.
  • У номера должна быть высокая концентрация содержания.
  • Самостоятельность и законченность.
  • Лаконизм;
  • Номер должен быть зрелищным и ярким, должен запоминаться зрителям;
  • Номер должен быть актуален.

Мюзикл — это музыкальное сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства музыкального, хореографического и оперного искусства. Представляет собой синтез различных видов искусств: поэзии, музыки, живописи, танца и других. Творческий элемент мюзикла — это сценарий, музыка, танец и творческо — технические элементы. Сценарий как правило основан на каком нибудь известном произведении. Это может быть роман, пьеса, сказка и т.д. Иногда в качестве темы используются известные кинокартины или запоминающееся события. Редко сценарии бывают оригинальными. Требования к сценарию: должно быть не сложным, понятным, без лишних тонкостей и деталей.

Проводится индивидуальная работа педагогов с артистом (вокал, хореография, трюки). Самое существенное во время работы с артистом — эффективность проведения репетиций, выявление и развитие у артиста способностей в других жанрах, которые нужно использовать в создании номера.