Общее И Отличия У Конституционного И Административного Права
Содержание
- Административное и конституционное право
- Отграничение административного права от смежных отраслей права
- КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
- Лекция: Конституционное и административное право
- Общее И Отличия У Конституционного И Административного Права
- Влияние норм Конституции РФ на содержание и применение законодательства об административной ответственности (Л
- Соотношение административного права со смежными отраслями права
- Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права
- Взаимосвязь муниципального и конституционного права
- Разграничение административного и других отраслей права
Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.
Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.
Административное и конституционное право
Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. Например, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из премьер–министра, его заместителей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692).
Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.
Отграничение административного права от смежных отраслей права
Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.
Административное и гражданское право.Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.
КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
В силу того, что студенты АГАУ, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», на которых, в первую очередь, рассчитано издание (по дисциплине, играющей одну из главных ролей при формировании профессиональных умений будущих государственных и муниципальных служащих), имеют специализацию «Управление социально-экономическими процессами», пособие содержит обширную тему 7 «Административно-правовое регулирование экономики».
В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.
Лекция: Конституционное и административное право
Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным — Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы — даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3 — 5 ст. 109 Конституции РФ):
РФ состоит исключительно из субъектов Федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами Федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т.п.). Различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т.п.) субъектами Федерации не являются.
Общее И Отличия У Конституционного И Административного Права
4) государство и государственные образования — Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; административно-территориальные единицы — районы, города, городские районы, префектуры, поселки, села; муниципальные образования;
Административное право тесно связано со всеми отраслями права и, прежде всего, с конституционным правом, которое содержит основополагающие принципы правовой системы Российской Федерации, закрепляет права и свободы человека и гражданина в сфере государственного управления, определяет правовые основы организации и функционирования исполнительной власти.
Дальнейшим развитием науки в этом направлении могло бы стать открытие иных методов правового регулирования, в первую очередь метода восходящего подчинения, в терминологии Б.П. Курашвили называемого реординацией . Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Все властные полномочия властей имеют своим конечным или изначальным происхождением либо прямую волю, либо молчаливое согласие населения, народа, управляемых: в буржуазном обществе выборами, в Великом Новгороде начала второго миллениума в том числе и приглашением на княжение любого постороннего лица, подходящего по характеристикам, варяга. В буржуазной демократии считается, что народ является единственным и полновластным источником власти, когда народу не нравится какой-либо деятель, он вправе свергнуть и казнить любого. В буржуазном обществе это отставка (импичмент), отзыв депутата, президента; в демократии Великого Новгорода — недоверие и потеря власти приглашенным на должность (казус Александра Невского 1241 г.). Отсюда и метод правового регулирования — восходящее подчинение, он характерен для конституционного права.
Обычно распространенным в науке конституционного права мнением является утверждение о том, что отрасль конституционного права — главная в системе российского законодательства, по крайней мере, она отражает или регулирует основные, наиболее важные, вопросы в стране.
Влияние норм Конституции РФ на содержание и применение законодательства об административной ответственности (Л
Этот постулат активно используют арбитражные суды и суды общей юрисдикции при признании норм законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими. Например, в 2012 г. Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Верховного суда Республики Хакасия, которым была признана недействующей норма Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 г. N 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях», устанавливающая административную ответственность за стоянку или парковку транспортных средств на детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, за хранение разукомплектованных (неисправных) транспортных средств в неустановленных для этих целей местах. В суде было установлено, что в Республике Хакасия не имеется закона либо иного нормативного правового акта, регламентирующего стоянку и (или) парковку транспортных средств на территориях общего пользования в пределах населенных пунктов, не относящихся к дорогам. Соответственно не приняты и акты, содержащие запрет на стоянку или парковку транспортных средств, а также хранение разукомплектованных (неисправных) транспортных средств на обозначенных территориях. Поскольку таких актов нет, установление административной ответственности за совершение действий, указанных в Законе Республики Хакасия, противоречит принципу правовой определенности и носит неправомерный характер*(7).
*(12) Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы «Y. & g. Reliable Services, Inc.» // Там же. 1999. 1 июня.
Соотношение административного права со смежными отраслями права
Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.
Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).
c) Решение выдвинуть кандидатуру на пост главы администрации — конституционное право, из которого «вытекает» избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий муниципальных образований, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.
использует методы, присущие другим отраслям права. При публично-частном характере, используется сочетание публично-правового (внешнего императивного: предписаний, правил поведения,) и частноправового (внутреннего диспозитивного например реализация полномочий как органов так и юридических лиц в управлении собственности, финансов муниципалитетов) метода правового регулирования.
Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права
По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.
Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.
Взаимосвязь муниципального и конституционного права
Представляет серьёзный научный интерес рассмотрение вышеуказанных теоретических правовых установок в ракурсе муниципального правотворчества, с учётом заложенного в действующем законодательстве о местном самоуправлении потенциала, поскольку не вызывает сомнений тезис о том, что: «искусственное преувеличение либо публично-правового либо частно-правового регулирования пагубно отражается на социально- экономическом развитии общества, а также на качестве законов и затрудняет выбор правовых средств воздействия. »
При императивном регулировании источником юридической энергии выступает публично-правовой субъект, отношения которого с иными субъектами характеризуется субординационным характером. Именно в силу указанных особенностей, императивный метод называют методом субординации.
Разграничение административного и других отраслей права
Отграничение от отраслей публичного права. Произвести отграничение административного права от других отраслей публичного права гораздо сложнее, чем от отраслей частного права. Это обусловливается тем, что иные отрасли публичного права так же, как и административное право, регулируют общественные отношения, возникающие в ходе организации и деятельности органов публичной власти, то есть государственных органов и органов местного самоуправления, и при этом так же, как и административное право, используют, как правило, императивный метод правового регулирования.
2. В отличие от таких отраслей публичного права, как финансовое, в том числе бюджетное и налоговое, таможенное, градостроительное, экологическое право, регулирующих содержание соответствующих отраслевых публичных правоотношений, особенности деятельности государства в названных сферах, административное право определяет систему и компетенцию административных органов, осуществляющих административнопубличную деятельность в этих сферах, правовые формы и методы такой деятельности.
В Российской Федерации Конституция представляет собой единый, кодифицированный закон, который обладает наивысшей юридической силой. При этом существует отдельная отрасль права, называемая конституционной. В контексте этой сферы регулирования осуществляется теоретическая разработка прав и свобод человека, принципов федерального устройства государства, а также иные особенности, связанные со страной и её органами власти. В данном случае административная отрасль существенно детализирует институты и положения конституционной. В ней закрепляются положения о механизме осуществления людьми своих непосредственных прав. Кроме того, административное право разрабатывает практическую сущность управления страной, на основе теоретических моментов, закрепленных в Конституции.
Государственное регулирование напрямую связанно с «денежной» деятельностью. Благодаря финансовой составляющей страна обеспечивает свое население социальными услугами, теплом, едой и другими подобными благами. С данным процессом непосредственно связанно административное право и финансовое право. Соотношение этих отраслей имеет довольно интересный характер.
Связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию субъектов этих отраслей, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности.
Связь с муниципальным правом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их деятельность может быть объектом административного права, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах местного самоуправления существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.
15 Июн 2021 urist46 111