Общее И Отличия У Конституционного И Административного Права

Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоре­тические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Административное и конституционное право

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. Например, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из премьер–министра, его заместителей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692).

Административное право тесно взаимодействует практически со всеми отраслями белорусского права, охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Оно «проникает» в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права в силу фактического наличия управленческих отношений в сферах, подпадающих под регулятивное воздействие иных отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно–распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.

Административное и гражданское право.Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

Еще почитать --->  Какие пенсии и пособия положены инвалиду солдату срочнику чаэс в 50 лет в связи с с военной травмой

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

В силу того, что студенты АГАУ, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», на которых, в первую очередь, рассчитано издание (по дисциплине, играющей одну из главных ролей при формировании профессиональных умений будущих государственных и муниципальных служащих), имеют специализацию «Управление социально-экономическими процессами», пособие содержит обширную тему 7 «Административно-правовое регулирование экономики».

В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.

Лекция: Конституционное и административное право

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным — Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы — даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3 — 5 ст. 109 Конституции РФ):

РФ состоит исключительно из субъектов Федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами Федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т.п.). Различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т.п.) субъектами Федерации не являются.

Общее И Отличия У Конституционного И Административного Права

4) государство и государственные образования — Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; административно-территориальные единицы — районы, города, городские районы, префектуры, поселки, села; муниципальные образования;

Административное право тесно связано со всеми отраслями права и, прежде всего, с конституционным правом, которое содержит основополагающие принципы правовой системы Российской Федерации, закрепляет права и свободы человека и гражданина в сфере государственного управления, определяет правовые основы организации и функционирования исполнительной власти.

Дальнейшим развитием науки в этом направлении могло бы стать открытие иных методов правового регулирования, в первую очередь метода восходящего подчинения, в терминологии Б.П. Курашвили называемого реординацией . Метод восходящего подчинения заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Все властные полномочия властей имеют своим конечным или изначальным происхождением либо прямую волю, либо молчаливое согласие населения, народа, управляемых: в буржуазном обществе выборами, в Великом Новгороде начала второго миллениума в том числе и приглашением на княжение любого постороннего лица, подходящего по характеристикам, варяга. В буржуазной демократии считается, что народ является единственным и полновластным источником власти, когда народу не нравится какой-либо деятель, он вправе свергнуть и казнить любого. В буржуазном обществе это отставка (импичмент), отзыв депутата, президента; в демократии Великого Новгорода — недоверие и потеря власти приглашенным на должность (казус Александра Невского 1241 г.). Отсюда и метод правового регулирования — восходящее подчинение, он характерен для конституционного права.

Обычно распространенным в науке конституционного права мнением является утверждение о том, что отрасль конституционного права — главная в системе российского законодательства, по крайней мере, она отражает или регулирует основные, наиболее важные, вопросы в стране.

Влияние норм Конституции РФ на содержание и применение законодательства об административной ответственности (Л

Этот постулат активно используют арбитражные суды и суды общей юрисдикции при признании норм законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими. Например, в 2012 г. Верховный Суд РФ оставил без изменения решение Верховного суда Республики Хакасия, которым была признана недействующей норма Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 г. N 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях», устанавливающая административную ответственность за стоянку или парковку транспортных средств на детских площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями, за хранение разукомплектованных (неисправных) транспортных средств в неустановленных для этих целей местах. В суде было установлено, что в Республике Хакасия не имеется закона либо иного нормативного правового акта, регламентирующего стоянку и (или) парковку транспортных средств на территориях общего пользования в пределах населенных пунктов, не относящихся к дорогам. Соответственно не приняты и акты, содержащие запрет на стоянку или парковку транспортных средств, а также хранение разукомплектованных (неисправных) транспортных средств на обозначенных территориях. Поскольку таких актов нет, установление административной ответственности за совершение действий, указанных в Законе Республики Хакасия, противоречит принципу правовой определенности и носит неправомерный характер*(7).

Еще почитать --->  Ученическая транспортная карта липецк если мать инвалид

*(12) Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы «Y. & g. Reliable Services, Inc.» // Там же. 1999. 1 июня.

Соотношение административного права со смежными отраслями права

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

c) Решение выдвинуть кандидатуру на пост главы администрации — конституционное право, из которого «вытекает» избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий муниципальных образований, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

использует методы, присущие другим отраслям права. При публично-частном характере, используется сочетание публично-правового (внешнего императивного: предписаний, правил поведения,) и частноправового (внутреннего диспозитивного например реализация полномочий как органов так и юридических лиц в управлении собственности, финансов муниципалитетов) метода правового регулирования.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Еще почитать --->  Выплачивается ли премия за второй месяц отработки при сокращении

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Взаимосвязь муниципального и конституционного права

Представляет серьёзный научный интерес рассмотрение вышеуказанных теоретических правовых установок в ракурсе муниципального правотворчества, с учётом заложенного в действующем законодательстве о местном самоуправлении потенциала, поскольку не вызывает сомнений тезис о том, что: «искусственное преувеличение либо публично-правового либо частно-правового регулирования пагубно отражается на социально- экономическом развитии общества, а также на качестве законов и затрудняет выбор правовых средств воздействия. »

При императивном регулировании источником юридической энергии выступает публично-правовой субъект, отношения которого с иными субъектами характеризуется субординационным характером. Именно в силу указанных особенностей, императивный метод называют методом субординации.

Разграничение административного и других отраслей права

Отграничение от отраслей публичного права. Произвести от­граничение административного права от других отраслей пуб­личного права гораздо сложнее, чем от отраслей частного права. Это обусловливается тем, что иные отрасли публичного права так же, как и административное право, регулируют обществен­ные отношения, возникающие в ходе организации и деятельно­сти органов публичной власти, то есть государственных органов и органов местного самоуправления, и при этом так же, как и административное право, используют, как правило, императив­ный метод правового регулирования.

2. В отличие от таких отраслей публичного права, как фи­нансовое, в том числе бюджетное и налоговое, таможенное, гра­достроительное, экологическое право, регулирующих содержа­ние соответствующих отраслевых публичных правоотношений, особенности деятельности государства в названных сферах, ад­министративное право определяет систему и компетенцию ад­министративных органов, осуществляющих административно­публичную деятельность в этих сферах, правовые формы и ме­тоды такой деятельности.

В Российской Федерации Конституция представляет собой единый, кодифицированный закон, который обладает наивысшей юридической силой. При этом существует отдельная отрасль права, называемая конституционной. В контексте этой сферы регулирования осуществляется теоретическая разработка прав и свобод человека, принципов федерального устройства государства, а также иные особенности, связанные со страной и её органами власти. В данном случае административная отрасль существенно детализирует институты и положения конституционной. В ней закрепляются положения о механизме осуществления людьми своих непосредственных прав. Кроме того, административное право разрабатывает практическую сущность управления страной, на основе теоретических моментов, закрепленных в Конституции.

Государственное регулирование напрямую связанно с «денежной» деятельностью. Благодаря финансовой составляющей страна обеспечивает свое население социальными услугами, теплом, едой и другими подобными благами. С данным процессом непосредственно связанно административное право и финансовое право. Соотношение этих отраслей имеет довольно интересный характер.

Связь с финансовым, налоговым и таможенным правом. Административное право определяет компетенцию субъектов этих отраслей, регулирует организацию их деятельности, а также регламентирует административно-процессуальный порядок рассмотрения дел и привлечение к административной ответственности.

Связь с муниципальным правом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их деятельность может быть объектом административного права, если они наделяются законом отдельными государственными полномочиями. При органах местного самоуправления существует множество различных административных комиссий, уполномоченных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.