Права Заявителя При Ознакомлении С Материалами Отказного Дела

Образец заявления об ознакомлении с материалами доследственной проверки (отказного)

Следственным отделом ………… УВД МВД РФ по МО по факту моего обращения с целью привлечения к уголовной ответственности П………… , 1974 года рождения, по признакам преступления, предусмотренного ч.5 ст. 159 УК РФ, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Права Заявителя При Ознакомлении С Материалами Отказного Дела

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют правоохранительным органам без предусмотренных законом оснований отказывать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами проверки, проведенной по его заявлению о преступлении, а потому противоречат статьям 24 ( часть 2 ), 29 ( часть 4 ), 45 , 46 ( части 1 и 2 ), 52 , 55 ( части 2 и 3 ) и 56 ( часть 3 ) Конституции Российской Федерации.

Часть 5 статьи 30 Федерального закона «О полиции», не возлагая на сотрудника полиции обязанность давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления, гарантирует правовую защиту сотрудника полиции во время проведения им проверочных мероприятий и не регламентирует основания и порядок ознакомления граждан с этими материалами после того, как производство по делам и материалам будет завершено, в том числе и вынесением в установленном порядке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Права Заявителя При Ознакомлении С Материалами Отказного Дела

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ статьи 21 и 21.1 Закона РФ «О государственной тайне» в той мере, в какой содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что:

использование уполномоченными должностными лицами (органами) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела относящихся к государственной тайне результатов оперативно-розыскной деятельности не может служить препятствием для ознакомления лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела (поскольку в случае возбуждения уголовного дела он был бы признан потерпевшим или в случае завершения возбужденного уголовного дела обвинительным приговором возникли бы основания для пересмотра ранее вынесенного в его отношении судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам), с этим постановлением и дающими основание для его вынесения материалами, содержащими сведения о фактических обстоятельствах, свидетельствующих об отсутствии или наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

Ознакомление с уголовным делом

Ознакомление с уголовным делом – важная стадия. К сожалению, ни один человек не может быть застрахован от того, что ему не придется в своей жизни столкнуться с судебной системой, правоохранительными органами, которые возбудят против него уголовное дело. В наше время для достижения необходимого результата немаловажную роль играет своевременное ознакомление адвоката с материалами уголовного дела, так как это позволяет выявить возможные ошибки. К таковым следует отнести отсутствие достаточных доказательств, противоречия. Все эти моменты важно принимать во внимание, так как это поможет решить ряд проблем, которые возникают довольно часто.

Еще почитать --->  Пополнить Пенсионный Проездной Спб

Ознакомление с материалами уголовного дела могут состоять из нескольких томов, на практике наши адвокаты по уголовным делам имели дело с 76 томами дела. Конечно, многое зависит от статьи, за которую привлекли обвиняемого. Часто много материала по статьям мошенничества в сфере строительства квартир, где пострадавшими фигурируют многочисленные обманутые дольщики с кучей документов на руках относительно заключенных договоров и оплат. Поскольку следователь должен собрать все доказательства полно, получается, что томов дела становится больше и больше с каждым днем.

П. 9.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

1. Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Определение Конституционного Суда РФ от N 2276-О; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусейнова Эльдара Афраиловича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Постановлением суда, вынесенным в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации, привлекаемому к уголовной ответственности гражданину Э.А. Гусейнову было отказано в удовлетворении жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту насилия, допущенного сотрудниками правоохранительных органов в отношении заявителя при задержании, и на бездействие руководителя следственного органа, выразившееся в отказе в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами проверки и истребовании протокола судебного заседания для приобщения к материалам проверки. Суд указал, что нарушений закона следователем при вынесении обжалуемого постановления не допущено, требование же об обеспечении личного ознакомления заявителя с материалами проверки посредством доставления из мест содержания под стражей законом не предусмотрено. С данным постановлением согласились вышестоящие судебные инстанции.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации прямо предусматривает, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления данного сообщения (часть первая статьи 144); по результатам рассмотрения сообщения принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд (часть первая статьи 145); руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой этой статьи; при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (часть третья статьи 144).

Доследственная проверка

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ).

Еще почитать --->  Как челать что бы приставы вычитали меньше долг

Срок проведения доследственной проверки — 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях). Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток. В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Порядок ознакомления с делом и снятия копий с материалов дела

Об использовании технических средств для фиксирования хода судебного заседания в протоколе судебного заседания делается отметка, а соответствующие носители информации (один электронный носитель информации по каждому делу отдельно) приобщаются к материалам дела (протоколу судебного заседания).

Изготовление копии аудиозаписи осуществляется на материальном носителе информации (флеш-карта, диск CD-R, DVD и другие носители информации, техническая возможность записи на которые имеется на судебном участке). Представленные на судебный участок материальные носители информации не должны содержать какую-либо информацию.

КС отказался рассматривать жалобу на действующий порядок ознакомления с материалами уголовного дела

Относительно ч. 2 ст. 219 уголовно-процессуального закона КС указал, что она во взаимосвязи с другими положениями главы 30 УПК, в том числе и оспариваемой заявителем ст. 217, предполагает, что ознакомление с материалами уголовного дела осуществляется по окончании следственных действий. «Одной из целей такого ознакомления является дополнение материалов предварительного следствия, в том числе путем проведения следственных действий и принятия с учетом их результатов соответствующих процессуальных решений, в частности касающихся содержания и объема обвинения», – пояснил Суд.

Осужденный Евгений Попов обжаловал конституционность отдельных положений ст. 56.1, 109, 215, 217, 219, 281.1 и 317.3 УПК. Они, по его мнению, во-первых, являются основанием «произвольного, вне контролируемых судом сроков, содержания под стражей» обвиняемых. Во-вторых, дают возможность следственным органам в период ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела необоснованно возобновлять предварительное следствие, прерывать ознакомление, проводить следственные действия, выходя за рамки заявленных ходатайств, изменять обвинение и дополнять его после начала ознакомления с материалами дела. И, в-третьих, позволяют следователю и суду без должной проверки использовать для обоснования виновности обвиняемого «недопустимые и недостоверные доказательства» – показания его предполагаемых соучастников, уголовные дела которых выделены в отдельное производство и которые отказались от своих показаний, тем самым лишив обвиняемого права на допрос таких лиц.

Ознакомление с материалами судебного дела производится по письменному заявлению (приложение №1) при наличии письменного разрешения председателя суда, его заместителя, председательствующего по делу либо судьи. Отказ в ознакомлении с материалами дела оформляется письменной резолюцией на заявлении.

Лицами, участвующими в гражданском деле, являются: стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК РФ).

Возможность взимания платы за получение копий документов допускается и в Конвенции Совета Европы о доступе к официальным документам. Статья 7 Конвенции устанавливает, что изучение официальных документов в месте нахождения государственного органа власти должно быть бесплатным. Плата, которая должна быть обоснована и не должна превышать реальных затрат на воспроизводство и передачу документа, может взыскиваться у заявителя за копию официального документа. Прейскурант расценок должен быть опубликован.

Как правило, законодатель не конкретизирует, какие конкретно документы подлежат представлению, что можно объяснить их разнообразием, в связи с чем затруднительно дать даже общий перечень таких документов. Исключение составляет Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур», где особо оговаривается возможность знакомиться с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур.

Еще почитать --->  Дисциплинрные взыскания учителям

Имеется ли у заявителя право на ознакомление с материалами доследственной проверки после отказа в ВУД

Да, у заявителя после вынесения отказа в возбуждении уголовного дела имеется право знакомиться с материалами проверки в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, пунктом 2 статьи 5 федерального закона от 02.05.2006 № 59−ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также с правовой позицией, выраженной в Постановлении КС РФ от 18 февраля 2000 года № 3-П, согласно которой «лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение«.

В определении КС РФ от 16 декабря 2008 года № 1036 — О — П указано: «Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что предоставление гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод в уголовном судопроизводстве должно быть обусловлено фактическим положением лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав (постановления от 23 марта 1999 года № 5-П и от 27 июня 2000 года № 11-П, Определение от 5 ноября 2004 года № 350-О);
исходя из конституционного принципа равенства, закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации, не должно быть различий и неопределенности в регламентации однородных по своей юридической природе отношений (Постановление от 28 мая 1999 года № 9-П)».

Следует отметить, что с учётом вышеупомянутого правила о соотносимости содержания прав потерпевшего с правами подозреваемого (обвиняемого), представитель потерпевшего имеет право на ознакомление с данными предварительного следствия, как и защитник подозреваемого (обвиняемого).

При этом областной суд указал, что для обеспечения возможности обжалования решений следователя, которыми нарушаются права личности, потерпевшему должен быть обеспечен доступ к соответствующей информации, а форма и порядок его ознакомления с необходимыми документами избираются следователем с учётом требований статьи 161 УПК РФ в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны; потерпевшему должна предоставляться возможность знакомиться с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, даже если такое право прямо не предусмотрено законом.

Всё об уголовных делах

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О при рассмотрении жалобы гр. А.А. Навального. Органом дознания данному гражданину было отказано в ознакомлении с материалами проверки его заявления о преступлении, завершившейся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Постановлением районного суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, отказ был признан законным. Но Конституционный суд не согласился с такой позицией и фактически признал право любого лица (не только заявителя) на ознакомление с материалами доследственной проверки.

« ч.2 24 Конституции обязывает должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением:

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 № 1251-О-О (далее – Определение суда) разъяснено указанное положение Конституции России в силу которой, любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации.

Статья 24 Конституции России обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.